Русский народный кокошник: научим как делать

История

Турецкая баня, или «хаммам», своим происхождением обязана римским термам. Название «хаммам» произошло от арабского слова «хам» — «жарко». Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря «Чистота — половина веры» (Муслим, Тахарет, 1). Так турецкие бани получили массовое распространение. Впоследствии в Турции развилась особая «философия хаммама», с ней были связаны особые традиции и ритуалы. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения.

Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Основной отличительной чертой этого типа бань является особый температурный режим. Она не такая жаркая, как обычная баня или сауна (температура в диапазоне от 30 до 55 градусов), идеально подходит для людей, которые не любят или не переносят высокие температуры. Это также обеспечивает турецкой бане популярность среди женщин. Женские бани в Турции всегда строятся рядом с мужскими, имеют один источник снабжения водой и теплом, но разные входы. В случае, когда средств у местной общины или застройщика, выражаясь современным языком, на строительство отдельной бани не хватало, баня строилась одна. Для женщин выделялся отдельный день (нередко они делят с мужчинами чётные и нечётные), в который поперёк входной двери просто вешается верёвка (как знак «женского дня»). Это относится к большому числу мусульманских стран Ближнего Востока и Средней Азии.

Для турецких женщин посещение бань представляет отдельный ритуал, часть общественной жизни, место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, посплетничать. Каждый турок раз в неделю обязан отпустить свою жену в баню. Женщины собирались в хаммам как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости. В хаммаме они пили кофе и общались, нередко проводя там весь день с утра до вечера.

Детали

Само изготовление не представляет из себя что-то очень сложное, если под руками имеются все необходимые материалы и хотя бы базовые навыки шитья и выкройки, умение работы с ножницами, мелом и линейкой.

Поэтапное изготовление кокошника своими руками выглядит следующим образом:

  • Выполняется подробная выкройка будущего изделия, подбирается нужная форма, затем из ткани вырезается форма с помощью картонного шаблона;
  • Основа аккуратно склеивается с шаблоном, чтобы придать твердость и упругость;
  • Обе стороны проклеиваются белой или любой другой тканью, в зависимости от требования;
  • Тыльная сторона дополнительно оклеивается креп-сатином, чтобы придать красивый вид;
  • Затем, на тыльную сторону наносятся различные украшения и узоры, с помощью кружева, серебристой каймы и т.д.

Например, кокошник для снегурочки своими руками, и кокошник из картона делаются точно по такому же способу, что довольно легко и просто.

Кокошник Снегурочки из дублерина – пошаговый мастер класс

Этапы изготовления кокошника такой формы.

  • На бумаге сделать выкройку короны и вырезать ее. По этой же форме вырезать и сложить в следующей последовательности материалы (с нижнего шара к верхнему): бязь, дублерин, паутинка. В такой же последовательности выложить слой по три раза. Самым верхним слоем будет органза. Эта же сторона будет и лицевой. Сложенную корону хорошо прогладить и прошить по ее краям тесьму серебристого оттенка. Таким образом основа кокошника изготовлена.
  • Остается только ручная работа – украшение изделия декоративными элементами в виде пайеток, стразов, декоративных камней. Узоры можно выложить как на глаз, так и заранее нарисовав контуры выкладки. После того, как будет проведена отделка тесьмой и пайетками, пришить мелкие блестящие снежинки. Сеточку на такой кокошник рекомендуется связать крючком из белой нити. Она должна плотно фиксироваться на задней части головы. Из бисера разного размера сделать висюльки. Саму основу кокошника можно дополнительно украсить снежинками или помпонами из дождика.

Как выбрать геотекстиль?

Приобретают этот материал, отталкиваясь от собственных предпочтений и потребностей

Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

Исходя из свойств почвы, выбирают плотность материала.
С учетом важности качеств геотекстиля определяют способ изготовления полотна.
Между разными производителями предпочтение рекомендуется отдать проверенному бренду.

В основном выбор зависит от плотности полотна, ведь оно производится для разных задач:

  • 17,3 г/м² – защита посевов от птиц и других вредителей;
  • 42,6 г/м² – обустройство теплиц или парников;
  • 60 г/м² – дренаж или защита от сорняков;
  • 100 г/м² – укрепление искусственных насыпей или обустройство клумб;
  • 150-200 г/м² – обустройство дренажа и гидроизоляция фундамента;
  • 250-300 г/м² – геотекстиль для дороги и создания парковок;
  • 350 г/м² – уплотнение дорог со значительными нагрузками;
  • 500-600 г/м² – возведение зданий и аэродромов.

https://youtube.com/watch?v=eVzBsn8KQBw%250D

Геотекстиль для сада

Универсальный материал нашел свое применение и на садовом участке. Геотекстиль для садовых дорожек используется при укладке тротуарной плитки. С его помощью будет предотвращено проседание подсыпок и это не даст сорнякам прорасти. Помимо этого с его помощью проводят обустройство дна искусственного водоема. Полотно используют дважды, между ними укладывают гидроизоляционный материал. Используется геотекстиль и при выращивании различных растений, так, его широко применяют для:

  • сохранения плодородного слоя почвы;
  • защиты грядок от сорняков;
  • предотвращения вымывания плодородного слоя почвы;
  • защиты деревьев или кустов от заморозков;
  • сохранения влаги в почве.

Геотекстиль для дренажа

В этом случае материал используется в качестве фильтровального материала, им оборачиваются перфорированные магистрали труб, которые прокладываются в траншеи заполненные щебнем или крупным гравием. Разбираясь, как выбрать геотекстиль для дренажа, нужно знать, что для этого потребуется выбирать материал по таким характеристикам:

  • плотность – 150-200 г/м²;
  • прочность на разрыв – 400-500 кН/м²;
  • полотно должно быть изготовлено иглопробивным способом;
  • коэффициент фильтрации – 130 м/сутки.

Дренажная система обустраивается вдоль трасс, ж-д путей, домов и по садовому участку. Материал укладывается без натяжения, затем на него насыпается щебень и сверху монтируется перфорированная труба. Снова насыпают щебень, который тщательно утрамбовывается

Важно помнить, что геотекстиль для дренажных работ неустойчив к ультрафиолету, поэтому его следует закрыть почвой или щебнем

Кокошник своими руками для русского народного костюма: использование текстиля

Смастерить головной убор собственноручно несложно, если иметь навык и необходимые материалы. Чаще всего такой вариант изготавливают из тканевой основы. К подобным моделям имеется специальная выкройка.

Подробная выкройка русского народного кокошника своими руками

Встречается несколько разновидностей выкроек, по которым в дальнейшем совершается пошив этого головного убора. Попытаемся сделать самую простую фигурную модель, для которой даже не понадобится навык профессионального шитья.

Ёлочные украшения на головном уборе подойдут к зимним праздникамФОТО: westwardnadia.blogspot.com

Прямой или фигурный вариант выкройки зависит от назначения русского народного костюмаФОТО: pinme.ru

Для того, чтобы сделать правильную выкройку необходимо скачать или самостоятельно вырезать подходящий шаблон из картона. Он же и станет основой для будущей женской короны.

Как сшить кокошник своими руками по выкройке: пошаговая фотоинструкция

В зависимости от того, к какому торжеству готовится костюм, зависит нарядность головного убора. Например, к Новому году потребуется много бусин, пайеток и тематических украшений. Для простого танца, достаточно красивого тканевого украшения. Рассмотрим на примере, как правильно выполнить кокошник для снегурочки своими руками. Ниже приведена пошаговая инструкция.

Иллюстрация Описание действия
Берём фольгированный изолон и на нём обводим шаблон основной детали головного убора. Вырезаем его
Основу для кокошника смазываем своими руками силикатным клеем и скрепляем с картонным шаблоном. Аккуратно прижимаем и даём материалу высохнуть
Берём креп-сатин, обводим фигуру кокошника по шаблону, затем вырезаем острыми ножницами
Все края аккуратно обжигаем спичками или зажигалкой. Это нужно для того, чтобы полотно не распускалось
Откладываем заготовку и берём шаблон, склеенный из двух деталей. К нему крепим с помощью клея оставшийся кусок материи. Обводим фигуру, отступив от краёв 1,5-2 см. Отрезаем по разметке.
Выполняем мелкие надрезы по краям, затем обрабатываем их клеем и прижимаем к внутренней стороне заготовки. Даём изделию высохнуть и обрабатываем клеем второй раз
Приклеиваем к тыльной стороне ту деталь, которую ранее отложили
Приклеиваем к краю заготовки серебристую кайму с узором. На тыльной стороне выполняем то же самое. Можно использовать такую же или любую другую ленточку
Берём кружево и вырезаем из него интересные мотивы. Размещаем их подходящим образом на будущем кокошнике, приклеиваем детали. При желании, дополняем изделие бусинами

Кокошник готов. Его можно дополнительно украсить стразами или полубусинами. Крепят их обычно на термоклей. После того, как работа над головным убором окончена, необходимо прикрепить резинку между двумя внутренними краями. С помощью неё изделие будет удерживаться на голове.

Мастер-класс по пошиву кокона-гнёздышка для новорождённого

Далее представлен пошаговый мастер-класс по пошиву двухстороннего кокона-гнёздышка.

Необходимые материалы для пошива:

  • два отреза хлопковой ткани размером 70х90 см,
  • наполнитель для основы — 35х65 см,
  • наполнитель для бортиков,
  • игла,
  • нитки,
  • ножницы,
  • линейка,
  • портновский метр,
  • английские булавки,
  • атласная лента,
  • портновский мелок или обмылок,
  • ватман,
  • карандаш,
  • швейная машина.

Пошаговая инструкция по пошиву двухстороннего кокона-гнёздышка:

  1. По картинке ниже сделайте выкройку.
  2. Вырежьте получившуюся выкройку из бумаги.
  3. Возьмите 2 разных вида хлопка, сложите лицевыми сторонами друг к другу и приколите к ним выкройку английскими булавками. Прибавьте припуски на швы — 1 см со всех сторон, сделайте отметины и обведите выкройку портновским мелком.
  4. Вырежьте 2 одинаковых детали из ткани.
  5. Сшейте детали вместе, оставив небольшое отверстие, чтобы вывернуть готовое изделие.
  6. Выверните деталь и прогладьте швы.
  7. Вручную подшейте двухсантиметровые выступы с обоих концов будущих бортиков.
  8. Теперь самое время взять внутреннюю часть выкройки и приступить к пошиву матрасика. Середину выкройки приложите к наполнителю и приколите иголочками. Сделайте прибавку на припуски — 1,5 см и вырежьте.
  9. Вырежьте наполнитель для матрасика. Затем через отверстие, которое мы оставляли для выворачивания, вставьте наполнитель и руками, через ткань, разместите его в нужном месте, затем приколите английскими булавками, чтобы он не сдвинулся.
  10. Теперь пустите строчку вокруг поролона. Чтобы было удобнее, можно сначала приложить выкройку матраса к ткани с наполнителем и обвести её портновским мелком, а уже по прочерченной линии прострачивать, тогда шовчик получится ровным и аккуратным.
  11. Если вы хотите более надёжно закрепить наполнитель и придать матрасику форму, проложите ещё 3–4 горизонтальные строчки.
  12. Теперь вставьте ленточку для завязок в соответствующую часть кокона. Чтобы ленту легче было вставить в проём, прикрепите к одному её концу небольшую булавку, её легко будет нащупать через ткань и двигать куда нужно, таким образом процесс пойдёт значительно быстрее.
  13. Набейте бортики наполнителем.
  14. Прошейте оставшиеся отверстия на деталях.
  15. Затяните ленту кокона-гнёздышка и завяжите красивый бантик.

Кокон-гнёздышко готов!

Видео и фоторекомендации по изготовлению гриндера своими руками в домашних условиях

Особенности окон

Окна из ПВХ (поливинилхлорида) имеют возможность регулировки затворных элементов и петель при эксплуатации, которая должна проводиться в обязательном порядке независимо от качества продукции

Каждый сезон важно оценивать состояние фурнитуры, открытие и закрытие створки на вероятность заклинивания. Это позволит сэкономить средства на капитальном ремонте в случае поломки, а также обеспечить хорошую функциональность и долговечность изделия

Можно проводить регулировку пластиковых окон самостоятельно без привлечения специалистов, однако потребуются соответствующие инструменты.

При пользовании окном зачастую возникают проблемы с элементами фурнитуры или прокладками с возникновением сквозняков в помещении. В некоторых случаях можно обойтись манипуляциями с петлями или затворными механизмами, но иногда требуется полная замена приспособлений

Важно понимать, зачем проводить регулировку металлопластиковых окон в домашних условиях

Триумф кокошника

В Екатерининскую эпоху интерес к русской истории и российским древностям возрождается

Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII века. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой

Кокошник возвращается в женский придворный костюм.

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в одежде. И снова в высшее общество вернулось некое подобие старинных русских кокошников.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Подобные платья вплоть до отречения Николая II шила для императрицы и великих княгинь мастерская Ольги Бульбенковой.

А. Ладюрнер. Белый зал в Зимнем дворце, 1838 г.

Во второй половине XIX – начале XX столетия в России вместе с подъемом экономики вновь возникла мода на русский стиль, вызвавшая интерес к русскому костюму.

К.Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме, 1900

В начале XX века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», вызванное волной русской иммиграции после революции 1917 года. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 годы только в Париже открылось около 20 модных домов, культивироввших русский стиль.

Между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919–1929 годах входил в арсенал модниц всего мира.

Звезды Голливуда в кокошниках

В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора. В подобном венце выходила замуж будущая английская королева Мария Текская – бабушка королевы Елизаветы II.

Английская королева Мария в подвенечом одеянии

Традиции ношения

Императрица Александра Федоровна в кокошнике.

Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращаться с фабричными тканями.. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличии от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.

Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники».

Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку. В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

При императорском дворе

Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе).

Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».

Кокошник для Снегурочки из проволоки и ткани пошагово

На бумажной основе изобразить основу кокошника. Для этого нужно провести замеры. После того, как он будет вырезан из бумаги, сделать по контуру такое же изделие, но из проволоки. Для повышенной прочности лучше создавать двойной каркас. Поверх лучше обмотать тонкий слоем дождика. По форме кокошника из органзы вырезать два одинаковых изделия, которые сшивают на кокошнике и заполняют им пространство между проволокой.

В качестве декора по контуру пришить серебристую или золотистую тесьму. Центральную часть стоит украсить бисером, пайетками и другими декоративными элементами. На нижнюю часть кокошника приделать помпоны белого цвета. Останется только сделать сетку из бисера и пришить на заднюю часть кокошника яркую блестящую ткань голубого оттенка.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector