Живут и дышат

Содержание

Количество значащих цифр

Международные морские единицы

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

  • деревянную заготовку либо предмет для росписи;
  • карандаш и ластик;
  • мягкую и жёсткую наждачную бумагу для очистки дерева;
  • листы для эскизов или шаблоны;
  • палитру;
  • набор кистей;
  • краску;
  • посуду для жидкости;
  • морилку, чтобы подчеркнуть рельефность дерева и придать определенный оттенок;
  • грунтовку;
  • лак для защиты изображения.

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой

В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные — беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Способы применения гипсового декора

Жостовская роспись на подносах

Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых, еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.

Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова. Изготавливаются они следующим образом:

  1. Из стали делается заготовка.
  2. Все неровности шлифуются и поверхность грунтуется.
  3. Далее ее покрывают масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда хранился в секрете, сегодня известно только, что делали его на основе африканской пальмовой смолы.
  4. Следующий этап – создание широкой кистью замалевка, общего фона будущей картины. Его наносят краской, разбавленной льняным маслом.
  5. В течение нескольких часов изделие обжигают в печи.
  6. Далее следует нанесение первичного объема. На профессиональном жаргоне – тенежка.
  7. На этапе прокладки орнаменту придают объем, прорисовываются детали.
  8. Следующий шаг называется бликовка, при помощи которого создается иллюзия освещенности.
  9. На этапе чертежки и привязки художник добавляет мелочи, чтобы объединить отдельные детали рисунка в одно целое.
  10. В самом конце художник оформляет бортики подноса и покрывает изделие бесцветным лаком.

Отделочные материалы

Интересно почитать

Особенности поверхности

Вполне понятно, в чём разница между окрашиванием металла, бетона и фанеры: они совсем разные, поэтому одной поверхности нужна грунтовка, а другая впитывает краску, поэтому её потребуется немного больше. Принципиальное различие между покраской впервые и покрытием ранее окрашенных изделий тоже понятно, хотя мы и остановимся на этом позже.

Краска для разных пород дерева

Древесина различных пород, не говоря уже о её производных, тоже отличается между собой, хотя это не бросается в глаза. Сосна и другие хвойные деревья выделяют смолу. Обычно в результате необходимой заводской обработки смолы кристаллизуются и перестают выходить на поверхность, но иногда это может препятствовать окрашиванию. Это происходит из-за того, что дерево не до конца высохло или из-за перепада температур. Сосна — мягкая древесина, поэтому на ней быстро образуются вмятины, царапины и сколы. При реставрации такой мебели можно исправить дефекты с помощью обработки мастикой или шлифовки.

Необработанная древесина дуба и ясеня имеет пористую и впитывающую структуру. Поэтому для окрашивания мебели из этих пород дерева расход краски будет выше, либо понадобится сначала покрыть изделие специальным грунтом для закупоривания пор. Рыхлое и мягкое дерево тополя и липы, хотя и не относятся к пористым породам, но тоже впитывают лак и краску.

Производные древесины — фанера, обычные и ламинированные ДСП, МДФ — гораздо дешевле, чем массив, но выбирать краску для них нужно ещё более серьёзно. ЛДСП и ДВП почти не поддаются покраске: даже акриловая краска слезает с них тонкой плёнкой. Все эти свойства дерева влияют и на технологию покраски.

09.04.2019

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. Художественный акрил:

  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

Темпера Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.
Гуашь Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.
Акварель Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.

Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.

Виды художественной росписи

Хохломская роспись.

Вариантов росписи дерева акриловыми красками множество. Только хохломская роспись по типу орнамента имеет несколько подвидов. Широко распространены по всему миру такие техники росписи, как хохломская, владимирская, мезенская, борецкая, городецкая, волховская и пр. Но самыми знаменитыми являются мезенская, городецкая и хохломская техники.

Мезенская роспись – старинное искусство, представляющее собой орнаментный декор, который используется для посуды из дерева и прочих бытовых предметов. Основные характеристики:

  • используемые цвета – красный и черный;
  • дробные узоры – черточки, крестики и звездочки;
  • геометрический орнамент – крестики, ромбики и солярные диски.

Еще на деревянные изделия наносятся схематические изображения животных – оленей, коней. Роспись осуществляется по негрунтованным поверхностям. Сначала наносится рисунок красной охрой, затем выполняется обводка черной краской.

Городецкая роспись – технология, которая появилась в XIX в. Это более сложная техника мастеров Нижегородской губернии. Роспись выполнялась без предварительной разметки поверхности. Основные композиции – это цветы, сказочные и городские сюжеты.

Городецкая роспись.

Мастера расписывали изделия темперными красками на ярком фоне. Поверхность предметов сначала покрывалась необходимым цветом фона, затем на него наносились большие цветные пятна.

На следующем этапе формировался рисунок с помощью тонкой кисти. Завершающая стадия росписи – наведение контраста с помощью тонких белых точек и штрихов.

Хохломская роспись – это старинный русский промысел, возникший в XVII в. в Нижнем Новгороде. На Руси всегда ценилась деревянная посуда. Но без предварительной обработки древесина хорошо впитывает воду и загрязняется. Поэтому предметы из дерева начали покрывать олифой – вареным льняным маслом, благодаря которому на изделии формировалась водонепроницаемая пленка.

Особенность этой расписной технологии – золотистый блеск готового покрытия без применения золота. Принцип золочения хохломы основан на старинной иконописной технологии. Чтобы сэкономить на золоте, фон икон исполняли серебром, а впоследствии алюминием и оловом. Затем выполняли изображения святых, обрабатывали льняным маслом и просушивали в печке. Под воздействием высокой температуры масляная пленка обретала золотой оттенок.

Хохлома есть двух видов:

  • верховая роспись – по серебряному (золотому после обжига в печи) фону выполняется рисунок черным и красным цветом;
  • роспись под фон – наносится контур орнамента и заполняется черной краской, а на нем выполняют изображение золотым цветом.

Техника росписи

Подготовка поверхности

Теперь, когда все необходимое у нас есть, можно приступать к работе. Ниже приводится инструкция, которая описывает методику выполнения основных операций по росписи деревянного изделия.

Чтобы краска легла ровно и держалась прочно, древесину нужно подготовить к росписи.

Делается это так:

Если объект изготовлен из нескольких деталей, то все щели между ними нужно тщательно зашпаклевать. После завершения шпаклевки оставляем изделие до тех пор, пока материал не высохнет и не станет достаточно твердым для шлифовки.
Берем наждачную бумагу и обрабатываем окрашиваемые поверхности для удаления всех неровностей

При этом важно постепенно уменьшать размер абразивного зерна: так мы получим равномерную шелковистую текстуру.

  • При обработке следим, чтобы наждачная бумага не делала заусенцев. Для этого все движения выполняем исключительно вдоль волокон.
  • Завершив шлифовку, обеспыливаем поверхность. Для этого достаточно протереть дерево влажной ветошью и дать ему высохнуть.

После высыхания переходим к грунтовке.

Здесь можно поступить двумя способами:

  • Во-первых, дерево можно пропитать морилкой.
  • Во-вторых, можно нанести грунтовочный слой. В может использоваться разведенный водой клей ПВА, краска в аэрозольном баллоне (желательно матовая) или акриловая/темперная краска, которую мы наносим широкой кистью или валиком.

Нанесение контуров

Даже если вы хорошо владеете техникой росписи, все равно работать нужно по предварительно нанесенному эскизу.

При этом создать изображение на деревянной поверхности можно несколькими способами:

Во-первых, мы можем нарисовать нужный нам орнамент или картинку простым карандашом. Для облегчения работы на объект наносим масштабную сетку, после чего рисуем по ней, соблюдая пропорции.

Во-вторых, можно скопировать готовый рисунок. Распечатываем изображение на принтере, подкладываем под него лист копировальной бумаги и обводим контуры простым карандашом или пластиковым стержнем.

  • В-третьих, геометрические орнаменты часто не копируют, а перекалывают. Для этого лист с рисунком закрепляем поверх доски и тонкой иглой наносим на дерево неглубокие проколы в ключевых точках. После этого снимаем бумагу, а отметки на дереве соединяем линиями с помощью линейки.
  • Наконец, можно использовать готовые шаблоны для росписи по дереву. И хоть их обычно применяются непосредственно на этапе нанесения краски, по шаблону или трафарету можно скопировать нужный рисунок, что позволит нам ориентироваться при росписи.

В некоторых случаях простым нанесением контура дело не ограничивается. Изображенные линии можно либо прорезать резцом, сформировав рельефные углубления, либо обработать выжигателем. В этом случае декорирование будет выполнено в комбинированной технике.

Роспись и лакировка

Теперь у нас все готово, и мы можем начинать сам процесс росписи.

На этом этапе результат напрямую зависит от вашего мастерства, потому ниже мы приведем только основные советы:

Прежде чем приступить к работе, тщательно перемешиваем все краски

Особенно важно хорошенько встряхивать баночки с акрилом и гуашью: от длительного хранения эти составы расслаиваются, и пигмент оседает на дно.
Затем выкладываем небольшое количество краски на палитру и разводим ее водой до нужной консистенции. Краски в баночках иногда можно использовать без разведения, но и в этом случае кисть нужно обильно смачивать

Если этого не сделать, то пигмент ляжет неровно, а при высыхании будет трескаться и деформироваться.

Роспись выполняем ровными мазками, при необходимости нанося краску в несколько слоев. Вначале прорисовываем крупные элементы и прокрашиваем фоновые области, затем переходим к мелким деталям.

После завершения росписи рисунок стоит защитить.

Для этого выполняем лакировку:

Первым слоем наносим нитролак (нитроцеллюлозный прозрачный состав, маркировка НЦ). Нитролак укладываем тонким слоем прямо на краску и оставляем сохнуть в течение часа.

  • В качестве второго слоя можно использовать художественный пентафталевый лак (ПФ), а также алкидно-уретановые (АУ) и алкидно-акриловые (АС) составы. Они обеспечат надежную защиту рисунка и деревянного основания от влаги.
  • Третий слой также наносят художественными составами, используя пентафталевые или масляные лаки.

После завершения лакировки изделием можно пользоваться, не боясь повредить рисунок.

Критерии выбора

На каком фуговально-рейсмусовым станком работаете Вы?

БытовомПрофессиональным

Выбор фуговально-рейсмусового станка производится по нескольким критериям:

  • Мощность.
  • Ширина рабочей базы.
  • Предполагаемая нагрузка.
  • Тип электропитания.

В зависимости от этих требований выбирают подходящую модель станка. Необходимо учитывать, что с возрастанием потребностей растет цена оборудования. Небольшие бытовые модели стоят около 20 тыс. руб., а профессиональные агрегаты обойдутся в 100, 200 и более тыс. Чтобы не тратить лишних денег, следует трезво оценивать свои потребности и предполагаемые задачи.

Если станок нужен для выполнения небольших работ и будет использоваться лишь время от времени, надо выбирать модель из бытовой группы. Для изготовления больших партий деталей в постоянном режиме подойдет профессиональное оборудование с соответствующими параметрами.

Следует учитывать доступный тип электропитания. Не все мастерские имеют трехфазное подключение к сети. В таких случаях надо приобретать оборудование с питанием от 220 В.

Основные виды росписи

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

Городецкая роспись – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.

Мезенская роспись – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Это интересно: Роспись шаров для Нового года красками на основе акрила — распишем главное

Навигация по записям

Роспись по стеклу витражными красками: секреты мастерства

Чаще всего для росписи стекла используются витражные краски. Это обусловлено тем, что разрисованные таким материалом изделия приобретают интересный, законченный и выразительный вид.

Однако этот материал требует особых условий использования:

  • большие пространства следует заливать пипеткой – так получается ровная поверхность, которая внешне напоминает цветное стекло;
  • небольшие участки рисунка необходимо расписывать с помощью кисти;
  • использование витражных красок требуют наличия контура на изделии;
  • заливать краской каждый элемент нужно с середины, постепенно распределяя жидкость до самого контура;
  • на сам контур заходить краской не следует, такие огрехи придают работе неаккуратный вид;
  • прорисовывать фон следует в последнюю очередь, это позволит сохранить фактурность заливки и избежать появления различных дефектов;
  • при образовании пузырьков их необходимо удалить с помощью иглы или просто перегнать их к контуру;
  • испачканный контур следует очистить с помощью палочки, смоченной в воде или растворителе.


Чаще всего для росписи стекла используются витражные краски

Свадебные бокалы, роспись своими руками, украшение лентами и стразами Несколько советов по росписи мебели своими руками Акриловые краски для рисования: особенности и применение Как расписать деревянные яйца в домашних условиях?

Расписываем банку своими руками: поэтапная инструкция

Использование витражных красок при росписи банок усложняется скругленной поверхностью основы. При неправильном нанесении краски могут появиться подтеки и неровности. Чтобы этого избежать, необходимо следовать представленной ниже инструкции.

Первым делом нужно подготовить материалы:

  • краски для витража;
  • контур по стеклу или керамике;
  • акриловый лак;
  • конусные кисти;
  • палитра;
  • эскиз;
  • маркер;
  • банка;
  • спирт или ацетон;
  • зубочистки;
  • растворитель.


Использование витражных красок при росписи банок усложняется скругленной поверхностью основы

Мастер-класс:

  1. Первым делом поверхность банки следует обезжирить. Для этого используется спирт или ацетон.
  2. Из эскиза вырезается трафарет, затем он накладывается на поверхность и переводится с помощью маркера.
  3. По нарисованным линиям наносится контур. Рисование следует производить по кругу банок: сверху вниз.
  4. После полного высыхания контурной основы можно раскрасить ее фрагменты.
  5. Для этого банка кладется на ребро, фиксируется. Заливать объекты следует небольшими участками так, чтобы краска не стекала по бокам. Для заливки используется конусная кисть. Перед переворачиванием банки на иной бок, краску следует хорошо просушить. При появлении пузырьков их следует проткнуть зубочисткой.
  6. Выполненный витражными красками рисунок требуется покрыть слоем акрилового лака.

Декоративная роспись стекла

Первые рисунки и орнаменты, которые нанесет рука начинающего художника на стеклянную поверхность, не должны быть слишком сложными. Если рисовать будет ребенок, можно предложить ему изобразить цветок, бабочку, украсить изделие облаками и солнцем, нарисовать дождь и т. п.

Техника

Для росписи стекла применяют сходные по исполнению техники:

  • простую заливку контура;
  • тиффани – создание сплошного узора из отдельных элементов, каждый из которых выглядит как деталь мозаики;
  • витражную роспись – выполняется специальными красками (прозрачными), каждая часть рисунка представляет собой темный контур, залитый 1 тоном.

Работа начинается с подготовки стекла. Для первых опытов можно расписать стеклянную банку, превратив ее в вазу. Чтобы легко снять с изделия этикетку, надо замочить его в теплой воде с моющим средством. Затем емкость моют и высушивают.

Если используется плоская стеклянная пластина, то после удаления пыли сухой салфеткой можно просто обработать поверхность спиртом или водкой, средством для мытья стекол, вытереть до сухого состояния.

Для росписи лучше выбирать качественные краски, например, от фирмы Olki или Decola.

Для росписи готовят:

  • краски и палитру;
  • несколько кистей (для каждого оттенка своя);
  • палочку или лопатку для смешивания красок;
  • растворитель с ацетоном в составе;
  • акриловый прозрачный лак.

Подготовленную основу раскрашивают в следующем порядке:

  1. Тонкой кистью наносят контуры рисунка, подложив эскиз на бумаге под пластину. Если выбрана техника тиффани, рисуют небольшие округлые контуры, из которых состоит большая деталь росписи (например, фон). Элементы рисунка могут быть целыми, если они невелики (лепесток маленького цветка и т. п.), их форма может быть любой. Когда все контуры прорисованы, изделие оставляют сохнуть на срок, указанный производителем краски. Если был использован объемный контур (рисуют им без кисти, выдавливая полоску из тюбика), нужно полностью высушить его перед раскрашиванием.
  2. Заполнить внутреннюю часть контура краской нужного оттенка. При рисовании в стиле тиффани можно в 1 элементе «мозаики» сделать 2-3 мазка разными оттенками цвета. Это придаст рисунку выразительность и создаст эффект объема. Для витража внутреннюю часть контура заливают 1 оттенком. Если рисуют предмет с тенью, делают несколько мазков более темным оттенком той краски, которой залит элемент.
  3. Готовое изделие высушивают, покрывают лаком. Чтобы сделать рисунок еще устойчивее к воздействию влаги при уборке, изделие можно прогреть в духовке. Стеклянную вещь кладут в холодный шкаф, а затем включают его, доводят температуру до +150°С, отключают и оставляют стекло остыть в печи.

Формы изделия

Вазы традиционной формы уже не актуальны. Форму и размеры изделия можно изменить самодельным декором. Круглые, конусообразные, плоские – все эти виды ваз могут украсить интерьер, стать недостающей изюминкой. Форма изделия зависит от фантазии мастера и выбранного материала. Чаще всего для заготовок используют круглую или квадратную форму.

Круглые вазы понятны и лаконичны. Их чаще всего моделируют пластиковыми бутылками, папье-маше, грунтуют и декорируют. Чтобы ваза выглядела законченным элементом декора, в нее вставляют покрашенные сухие ветки. Квадратные изделия дополняют модными деталями и используют в интерьере, оформленном в стиле минимализма. Вазу покрывают грунтовкой или краской, а затем декорируют.

Можно, конечно, купить готовую вазу в магазине. Но даже самая дорогая вещь не сравнится с уникальным предметом декора, выполненным своими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector