Виды росписи посуды: гжельская, городецкая, жостовская, хохломская. художественная роспись
Содержание:
- Какие бывают
- Символика и мотивы Северной росписи
- Виды росписи по дереву
- Особенности создания узоров
- Навигация по записям
- Формы
- Владимирская
- Литература
- Интересно почитать
- Переходим к делу
- Художественная роспись стен: в каком стиле она применима
- Преимущества профессиональной интерьерной росписи:
- Гусевский хрусталь
- Каргопольская роспись
- Международные морские единицы
- Виды красок
- Хохлома
- Лучшие турники 3 в 1
- Всем знакомая акварель
- Жостовская роспись на подносах
- Техника выполнения городецкой живописи
- Правила заполнения пространства элементами
- Финифть
- Особенности и описание техники
Какие бывают
Если человеку приходится сталкиваться с деревом, то при существенном его количестве возникает вопрос, как быстро и качественно настругать доски. Можно сделать это вручную, но достаточно долго и слишком тяжело. Ускорить и облегчить процесс помогут специальные агрегаты с ножевыми валами, куда заготовки подаются автоматически.
Что это такое, и какие варианты выпускаются? Лучшие производители насытили рынок разнообразной продукцией, представляя на всеобщее обозрение различные виды станков. Их отличительные особенности можно просмотреть в сравнительной таблице:
Тип рейсмуса | Описание |
---|---|
Односторонние | Относятся к категории бытовых. Строгают одну сторону заготовки. Используются для дома. Популярных моделей много. |
Двухсторонние | Считаются профессиональными. Обрабатывают как нижнюю, так и верхнюю поверхность. Имеют большую мощность и значительную скорость. |
Трех-, четырех и многосторонние | Промышленные варианты, обрабатывающие древесину с двух сторон. Используются для придания деталям правильной геометрической формы, обеспечивают граням необходимую текстуру. Отличаются значительными параметрами, весом и сложностью в эксплуатации. Основное достоинство – производительность. |
Классификация по конструкции
Устройства для обработки древесины бывают:
- Мобильными. Отличаются малым весом, незначительными размерами, как правило, устанавливаются сверху рабочего верстака и обрабатывают мелкие детали в домашних условиях.
- Стационарными. Больше и тяжелее своих собратьев. Используются для обработки крупных заготовок.
Вне зависимости от популярности модели и ее структуры, устройства оснащены автоматической подачей. Имеющаяся система роликов прижимает древесину к валу и «транспортирует» ее до того момента, пока она не окажется на рабочей поверхности.
Агрегаты обладают такими показателями:
- мощность варьируется от 1,5 до 8 кВт;
- максимальная ширина строгания – 38 см;
- глубина – 3 мм.
Различие по функционалу
Чтобы не совершить ошибки при выборе, нужно владеть информацией, какие станки выпускают производители и какими функциями они наделены. Рассмотрим основные варианты:
Символика и мотивы Северной росписи
Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.
Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:
дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.
Основные элементы
Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.
Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).
Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.
Виды росписи по дереву
Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры — в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.
Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.
К ней относятся:
- мезенская;
- хохломская;
- северодвинская;
- городецкая.
Мезенский декор
Мезенская роспись — один из старейших видов декорирования. Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.
Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур — ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма — черный и красный.
Особенности хохломы
Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже — зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.
Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.
Северодвинская роспись
Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы — все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.
Узнать технику можно по следующим признакам:
- выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
- использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
- присутствие изображений медведя и льва;
- разделение мира на три части — земной, небесный, подземный.
Городецкие узоры
Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже — в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции — основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.
В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.
Особенности создания узоров
Волховская роспись особенно живописна, когда-то ее даже называли «сельским Ренессансом». Она прекрасно справляется с задачей воссоздания природных явлений: игры солнца на растениях, естественной колористике природы. Легким и свободным движением кисти художник создает на поверхности лист, стебелек или лепесток. И в каждом таком элементе, кажется, готова уместиться целая радуга.
Даже освоив только базовые элементы, розан и листья, можно создавать интересные композиции. Тот случай, когда красота изделия раскрывается не через сложный орнаментальный или геометрический узор, не через мелкие, тщательно прорисованные детали. Мазок с цветовым переходом, базовые элементы и правильное композиционное решение создают красивую и самодостаточную работу.
Расписные ложки, подносы, тарелки, матрешки, оформленные по-волховски, великолепно смотрятся в интерьерах русских домов. Особенно раскрывается красота народных промыслов на белом базовом фоне. Если, например, у вас на кухне белые стены и в целом светлая отделка, то декоративные яркие расписные пташки (или тарелки, ложки, доски) становятся прекрасным динамическим элементом.
Примеры работ в технике волховской росписи вы можете посмотреть в данном видео.
Вместо приобретения культовых далекарлийских лошадок или других изделий, широко известных в мире, можно купить красивую русскую матрешку или птичку-свистульку. Они не так разрекламированы, но могут сделать ваш дом чуть уютнее, чуть теплее, и самобытнее. Изделия волховской росписи прекрасно подходят для этой цели.
Навигация по записям
Формы
Прямоугольные беседки рекомендуется создавать на участке со строго выдержанной геометрией. Такая конфигурация повышает эффективность использования пространства и позволяет приглашать много гостей, все они ощутят настоящий комфорт. Круглые беседки имеют даже особое название – альтанки, отличаются они в основном небольшой величиной.
Оригинальные конструкции могут послужить неплохой альтернативой двум наиболее распространенным формам. Среди нетипичных оформительских вариантов в большинстве случаев выбирают восьмиугольные беседки. Независимо от конкретной конфигурации, рекомендуется делать необычные постройки своими руками. С помощью полностью готовых блоков удастся реализовать свой замысел максимально точно и глубоко, а также не допустить ошибок.
Владимирская
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Владимирская роспись
Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.
Литература
Интересно почитать
Переходим к делу
Определившись с выбором рисунка, красок и техники, переходим к созданию образа. Предлагаем несколько вариантов для разных помещений.
Комната | Материал | Пример |
гостиная | акварель | фиолетовые орхидеи на глухой стене |
спальня | масляная краска, пастельные карандаши | дерево любви, нанесенное с помощью трафарета |
детская | темперная краска с использованием флуоресцентной | мультгерои или животные |
кухня | масло | фруктовый натюрморт в теплых тонах |
ванная | любая краска с обязательным лаковым покрытием | морские мотивы |
Оформим комнаты?
Очень красиво будут выглядеть пейзажи в квартире
Гостиная
Выбор гаммы и тематики зависит от общего стиля комнаты. Для любой расцветки хорошо подойдут черные силуэты любого понравившегося вида. Они гармонично впишутся в холодные и теплые оттенки, при этом не будут выглядеть мрачно.
Для большой гостиной прекрасным вариантом станет акварельная роспись на всю стену. Сделайте ее в холодных светлых тонах для создания ощущения свободы и пространства, или используйте теплые цвета чтобы создать уют.
Примером может служить цветочная роспись фиолетового или синего оттенков с добавлением зеленого на белом фоне. В этой комнате лучше использовать ручную роспись.
Для больших комнат можно сделать большую роспись на всю стену
Спальня
Здесь будет уместна помощь трафаретов. Ими можете создать оригинальные узоры, сделав рамку для фотографий, которые станут отличным дополнением и напоминанием паре о чудесных моментах, проведенных вместе.
Для спальни рекомендовано использование спокойных мотивов и теплых цветов. Из холодной гаммы подойдет серый, голубой и светло-зеленый. Добавьте белых ноток, и нежный, способствующий расслаблению рисунок готов.
В спальне лучше использовать спокойные тона
Детская
В этой комнате творческие мысли позволено воплотить в полной мере. Вы можете создать оригинальный и модный дизайн, пригласив мастера. Тогда получите обилие ярких тонов, и точное отображение выбранной тематики. Владея художественным талантом, у вас получится самостоятельно изобразить любимых героев малыша, разукрасив всю стену.
Если таланты не позволяют творить в большом объеме, у вас есть шанс расписать стену вместе с ребенком. Для этого используйте трафареты или проекторную технику. Такой выбор станет хорошей возможностью провести весело время вместе и дать ребенку проявить свои художественные способности.
В детской комнате должны быть яркие оттенки
Художественная роспись стен: в каком стиле она применима
Основным преимуществом настенной росписи является то, что она совместима практически со всеми существующими стилями дизайна интерьера. Кроме того, считается уместной не только при оформлении жилого помещения, но и коммерческого, общественного и даже административного пользования. Из всего многообразия стилистических направлений наиболее популярными являются:
- Классический.
- Ампир.
- Барокко.
- Модерн.
- Арабский.
- Японский.
- Этнический.
- Монохромный.
- Лофт.
- Поп-арт.
- Прованс.
- Абстракция.
- Обманка.
- Аниме.
- Гризайль.
Рассмотрим несколько случайных направлений подробнее.
Барокко. Выделяется присутствием растительных мотивов, изображённых извивающимися, меняющими не только форму, но и цвет. Основной узор сопровождается обязательным присутствием элементов сада: ветки деревьев, цветы, листья. Эффект: роскошь помещения, создаваемая играми красок.
Декоративная роспись стен в стиле модернИсточник remoo.ru
Модерн. Слаженное, спокойное изображение, действующее на человека умиротворяюще. Встречаются экземпляры стиля с присутствием на «полотнах» сказочных персонажей.
Классика. Один из наиболее востребованных стилей декоративной росписи стен. На протяжении многих веков остаётся актуальным за счёт простоты и прямолинейности грациозных форм. Наличие симметрии способен заметить даже неопытный дизайнер.
Узор, относящийся к японскому стилюИсточник artsten.ru
Пейзажи и эпизоды отдельных историй страны восходящего солнца популярны среди россиян уже давно. Определить такой стиль не составит труда.
Художественная роспись стен Источник pinimg.com
Новейшие стили. В большинстве случаев не несут никакой смысловой нагрузки, выполняя роль непосредственного декоративного элемента. Многообразие ответвлений также включает граффити, аэрографию и даже роспись стен с использованием трафаретов.
Преимущества профессиональной интерьерной росписи:
- Гармоничное вписывание в общую цветовую гамму помещения.
- Высокая декоративность, самобытность, художественная ценность.
- Возможность подбора любого стиля и цветового решения под конкретный интерьер.
- Экологическая чистота.
- Противопожарная безопасность.
Даже самые дорогие обои от солидного производителя со временем устаревают и требуют замены. Стандартный рисунок на фабричной массовой продукции не способен подчеркнуть личный вкус владельцев квартиры, а тем более он не создает тематическое акцентирование, так как начисто лишен присущей авторскому рисунку индивидуальности.
Что касается минусов, то он только один – длительность выполнения работ, что объясняется спецификой сложной работы художника.
роспись ванной комнаты Москва
Рисунки на дверях в Москве
Роспись стен в интерьере с видом на Венецию
Роспись стены на кухне. Москва
Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Гусевский хрусталь
Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Гусевский хрусталь
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Каргопольская роспись
Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.
Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.
Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.
Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.
Международные морские единицы
Виды красок
Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски
Поскольку дерево — это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную
Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно.
- Легко растворима в воде.
- После высыхания ее нельзя размыть.
- Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
- Она не трескается, в отличие от аналогов.
- Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.
Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.
На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:
- казеиновая — основой служит белок из молока животных;
- яичная — состоит из яйца, масла растительного, лака;
- гуммиарабиковая — на основе затвердевшей смолы дерева акации.
Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами. https://www.youtube.com/embed/c-LgQeMjHaQ
Особенности росписи акрилом и маслом
Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов — это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение — посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).
Акварельная роспись по дереву
Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.
Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.
Художественная гуашь
Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:
- отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
- покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
- прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
- перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
- расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
- покрыть лаком после окончания работы.
Хохлома
Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.
Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.
Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические «братины». Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.
Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.
Лучшие турники 3 в 1
BARFITS Modern
BARFITS Modern – это недорогой универсальный настенный спортивный снаряд 3 в 1, с помощью которого можно подтягиваться, выполнять упражнения для тренировки пресса, а также превращать его в брусья.
Он имеет достаточно удобную эргономику. Кроме того, все места хвата на конструкции отделаны мягким полимерным материалом, что делает его использование более комфортным и позволяет избежать возникновение мозолей после тренировки.
Для того, чтобы превратить турник в брусья или начать тренировать пресс, снаряд нужно снять с креплений и перевернуть. Это слабая сторона всех аналогичных многофункциональных конструкций. Дело в том, что, как правило, для удобства подтягивания их крепят ближе к потолку, а там заниматься на брусьях не очень удобно. Поэтому будет необходимо делать еще одну группу креплений чуть выше уровня вашего пояса.
BARFITS Modern – неразборный (у него отсоединяются только некоторые части).
BARFITS Modern
Borabo усиленный
Borabo – это усиленный многофункциональный спортивный снаряд, который позволяет не только подтягиваться, тренировать пресс и заниматься на брусьях, но и выполнять упражнения со свободными весами. Для этого он имеет специальную блочную систему. Она состоит из двух колец на самой конструкции, троса, блоков и перекладины. Когда система смонтирована, к одному концу троса крепят перекладину, к другому – утяжеление (например, «блины» от штанги).
Как и предыдущий участник нашего рейтинга, Borabo не разбирается, что несколько затрудняет транспортировку – устройство достаточно габаритное и может не поместиться в легковой автомобиль.
Borabo усиленный
Absolute Champion Профи
Absolute Champion Профи – это профессиональный спортивный снаряд три в одном с переворотом, предназначенный для крепления на стену. В целом технические характеристики Absolute Champion Профи соответствуют таковым у другого участника нашего топа, BARFITS Modern. Цена у моделей тоже одинаковая – стоимость Absolute Champion Профи составляет в среднем 2 500 рублей.
Absolute Champion Профи
Всем знакомая акварель
Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:
- Жидкое средство в тюбиках.
- Мягкая краска в кюветах.
- Твердое вещество в плитках.
Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:
- создает легкие и воздушные рисунки;
- оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
- делает мазки незаметными;
- правдиво передает естественные оттенки;
- отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.
Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.
Жостовская роспись на подносах
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.
На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи
Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.
Правила заполнения пространства элементами
Мастер может выполнять художественную композицию из трех предметов (или двух), чаще всего это происходит с разделочными досками. И симметрия в таком случае может проявляться в двух досках, в то время как центральная не находит такого повторения.
Но только симметрия двух крайних досок весьма условна. Например, мотивы цветов на них могут быть различными, или же животные повторяются так – «петух и курочка» (то есть различия есть). Но даже в непохожих розанах, в исполнении не совсем похожих петуха и курочки не будет противоречия. Художник, берущийся за работу, продумывает размещение всех элементов, он прописывает каждую деталь, потому композиции с цветами, конями, пташками будут все равно уравновешенны.
Обучение городецкой росписи интересно и детям, и взрослым. Начиная все с того же копирования, вы можете продвинуться дальше и почувствовать себя настоящим продолжателем старинного художественного направления.
Финифть
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.
Вологодская (усольская) финифть
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Ростовская финифть
Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Особенности и описание техники
Богатый лесом край обусловил основной объект декорирования – дерево. Сперва зародилась художественная резьба, впоследствии народные умельцы взялись за роспись. Рисунок на предмет в народном искусстве наноситься мог двумя способами: графическим и мазковым. На севере, к которому относят и Вологодчину, господствовал графический способ. На предмет наносился четкий контур рисунка, он далее заполнялся двумя-тремя цветами. В работе художники применяли темперные краски. Мазковый способ пришел сюда только в 19 столетии.
Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность.